высококлассной сварки в больших объемах
на производстве и в промышленности.
климатических условиях, где температура
понижается до –40 °С.
предназначены для промышленного использования.
Ремонт кузова – сложная работа, требующая не только грубой физической силы, но и ювелирной точности, от которой зависит качество и эстетичность внешнего вида результата. Для этого используют множество инструментом и оборудования, среди которых особой популярностью пользуется споттер для кузовного ремонта. Этот аппарат не был создан специально для кузовного ремонта, но стал неотъемлемой частью автосервисов, так как позволяет проводить рихтовочные работы в сжатые сроки и решать множество задач на всех этапах рихтовки.
Споттер – что это и преимущества его применения
Споттер – компактный аппарат для точечной сварки с очень маленькой толщиной, благодаря чему стал востребованным в кузовном ремонте. Важным плюсом этого оборудования является сочетание высокой производительности и эффективности результата, благодаря которым удается обеспечить высокую оперативность выполнения работ. Это обусловлено особой конструкцией прибора, позволяющей сваривать изделия без необходимости разборки поврежденных зон. Для фиксации деформированных кузовных деталей можно подобраться к ним с другой стороны, приварить крепеж и вытянуть вмятину.
Это устройство применяют для удаления не только крупных, но и незначительных вмятин без предварительной приварки крепежа, так как он обладает хорошей нагревательной способностью, что способствует расширению металла и восстановлению прежней формы конструкции. При этом нагрев осуществляется только точечно в участке работы с электродом. Это исключает чрезмерное тепловое воздействие на металл, что может привести к появлению трещин, снижению эксплуатационных характеристик, деформации. При большом опыте работы со споттером, с его помощью можно восстановить деталь приближенно к характеристикам при выпуске с завода.
Кроме перечисленных плюсов, рихтовка авто споттером имеет и другие достоинства. К ним относится возможность сохранения всех исходных форм панелей, антикоррозийного покрытия, стыков, швов. Также, использование этого оборудования экономически выгодны, так как сокращают затраты материалов и обеспечивают минимальную зону ремонта.
Какие задачи позволяет решать?
Возможности споттера позволяют выполнять разные виды работ:
- соединение тонколистного металла внахлест при ремонте дверей, сквозных повреждений, не несущих и других конструкций, где необходимо установить металлическую заплатку;
- реставрация стоек и крыши автомобиля с восстановлением эксплуатационных характеристик кромок и первоначального эстетичного внешнего вида;
- устранение вмятин на крыле или двери путем приваривания колец;
- удаление незначительных деформаций и возвращение прочностных характеристик металлу путем формирования утолщений в области точечной сварки.
Принцип работы
В качестве основы функционирования оборудования этого типа лежит воздействие большого объема тепла, выделяемого аппаратом в момент подачи тока только в точке контакта на соединяемых заготовках. По сути, споттер производит контактную сварку за счет сопротивления. Для получения необходимого количества тепла, аппарат на каждый 1 мм толщины металлической заготовки подает от 3000 до 5000 А. Это позволяет достичь высокой температуры. Одновременно с этим процессом, детали плотно прижимаются друг к другу с большим усилием вручную, либо с применение пневмоклещей, способных обеспечивать давление до 150 кг. Для качественного соединения заготовок достаточно производить усилие около 1 секунды.
В зависимости от типа оборудования, определение необходимого уровня тока и температуры нагрева материала может осуществляться вручную с помощью механических регуляторов, либо автоматически. Автоматизированные споттеры оснащаются микропроцессором, самостоятельно определяющий рабочие параметры и изменяющий их в зависимости от ситуации, что позволяет получить более качественный результат с сокращением расхода электроэнергии.
Технология работы со споттером
Чтобы при рихтовке автомобиля с большими вмятинами работать споттером так, чтобы получить хороший результат без брака и других негативных последствий, весь процесс нужно проводить с соблюдением правил технологии:
- Подготовка поверхностей, предусматривающая полное удаление старого краски, лака, антикоррозийного и прочего покрытия. При наличии загрязнений и коррозии, проводится механическая или химическая очистка материала, и от нее будет зависеть качество фиксации соединения.
- Закрепление контакта заземления на рабочей поверхности. Если выравнивание кузова осуществляется без его демонтажа, то обязательно необходимо проследить, чтобы у аккумуляторы были сняты клеммы. Это позволит избежать возможного замыкания электронной сети машины.
- Выбор крепежного элемента. В его роли может быть использована шпилька, шайба, треугольник и пр.
- Точечная приварка крепежа, за который будет производиться вытягивание кузова до первоначального состояния с помощью молотка обратного типа. Также для этих целей можно брать лом, стапель, цепь, трос и другие приспособления, подходящие для вытягивания металла.
- Удаление крепежных элементов с помощью выкручивания с усилением.
- Зачистка места фиксации крепежа от следов сварки шлифовальным оборудованием, обезжиривание и шпаклевание рабочей поверхности.
Особенности
Сделать ремонт вмятин качественно с гарантией получения успешного результата можно, только зная особенности работы со споттером:
- Нельзя допускать превышение максимально допустимой температуры нагрева и ее достижения точки плавления, так как это приведет к сжатию материала и его выдавливанию.
- Необходимое напряжение и время воздействия сварки определяют, ориентируясь на тип металла и толщину деталей.
- Нужно избегать длительного нагрева металла в одной точке, так как это приведет к разрушению антикоррозийного слоя и необходимости разбора кузова для повторной обработки поверхностей деталей с целью восстановления защиты от коррозии.
- При выборе крепежных элементов необходимо основываться на виде металла. Так, для вытягивания деталей, выполненных из алюминия, категорически не подходят обратные молотки, так как они могут легко повредить этот хрупкий материал.
Критерии выбора аппарата
На рынке сварочного оборудования представлено разнообразие споттеров отличающихся не только своей конструкцией, но и характеристиками. На самом высоком уровне по стоимости находятся трехфазные инверторные споттеры, рассчитанные на подключение к 380 В или их комбинированные аналоги, которые могут работать как от 380 В, так и от 220 В. Их основная сфера применения – крупные промышленные и производственные площадки, где устройства могут эксплуатироваться в беспрерывном режиме и с высокой скоростью работы.
Ниже по цене находятся инверторные модели, рассчитанные на подключение к бытовой сети 220 В. Такое оборудование отвечает требованиям безопасности и эксплуатации, может использоваться для бытового и профессионального применения, имеет компактные габариты и незначительный вес в отличие от трансформаторных агрегатов. Также, они характеризуются высокой производительностью и эффективностью результата, благодаря возможности создавать высокочастотный ток до 2 тыс. Гц. Кроме того, инверторные споттеры оснащены электронным блоком управления и подходят для сваривания любых металлов, независимо от толщины и типа. Наиболее доступными и простыми в применении считаются трансформаторные однофазные аппараты, работающие на переменном токе. Но, они имеют ограниченные возможности, так как не подходят для сварки высокопрочных металлов и оцинкованных сталей.
Кроме типа споттера и возможностей его подключения к электросети, при выборе сварочного аппарата такого типа необходимо ориентироваться на следующие показатели:
- допустимая толщина одной свариваемой заготовки – может варьироваться от 0.6 до 9 мм;
- максимальная сила тока – в зависимости от назначения она может достигать 7000 А и более;
- мощность сварки – от этого показателя будет зависеть насколько быстро сможет прибор сваривать детали большой толщины.
Важное значение имеет и степень защиты, определяющая возможность использования аппарата в условиях открытых площадок, во время дождя, при минусовой температуре, сильной запыленности и пр.
- Комментарии